Радикальная перепланировка сада

Радикальная перепланировка сада

Привлекательность сада, его оформление и восприятие определяется качеством планирования и внутренней структурой. Но иногда уже готовые проекты нуждаются в доработке и кардинально изменении.

Перепланировка сайта

Перепланировка сайта

Необходимость радикально перепланировать сад, внести в него структурные перемены возникает по разным причинам: у одних реконструкция начинается с добавления объекта, о котором долго мечтали, но не могли воплотить (например, пруда или альпийской горки), другим наскучил привычный облик сада и хочется жизненных перемен, а есть и случаи, когда просчеты во внутренней структуре становятся видимыми со временем и сад вместо волшебного царства начинает производить впечатление мрачного и скучного городского парка.

Каким бы ни был мотив, к реконструкции, перепланировке сада обращаются не так уж редко. Сделать ее можно в трех направлениях — ввести дополнительное зонирование, упорядочить оформления благодаря симметрии и геометрии или создать новые оптические линии. Их можно «применять» по-отдельности, а можно и в комплексе.

Чаще всего внутреннюю структуру сада трансформируют для того, чтобы зрительно изменить его размеры и выигрышно преподать форму участка, придать всему проекту притягательность и таинственность, создать более эффектные ансамбли, привлечь внимание к преимуществам и скрыть недостатки оформления.

Перепланировку проводят так, чтобы сад невозможно было обхватить взглядом с одной точки обзора, чтобы скрытые объекты и целые зоны интриговали посетителей, эффектные приемы привлекали внимание и создавали оптические иллюзии, а все оформление при этом воспринималось гармонично, как единое целое.

Поскольку на кардинальное изменение сада толкает дискомфорт не только функциональный, но и эмоциональный, то главной целью перестройки является такое изменение существующего проекта, которое позволит сполна насладиться единением с природой, прочувствовать уют, комфорт и спокойствие загородного отдыха.

Конечно, намного проще заложить правильную внутреннюю структуру в начале, но и радикальная переделка не всегда потребует слишком больших усилий и средств.

Для того, чтобы изменить планировку сада, иногда достаточно большую зону разделить на несколько маленьких, выделить в структуре отдельной зоны укромный уголок, заменить форму или тип цветников, создать визуальный центр, притягивающий внимание на площадке, выглядящей слишком скучно, расставить броские акценты или создать ложные линии, которые изменят перспективу.

Изменение структуры вовсе не значит, что вам придется все сравнять с землей и заново перестроить: шаговые и импровизированные дополнительные дорожки изменят основные оси вашего сада, а дополнительное деление или изменение функционального назначение того или иного объекта поможет решить проблему с общей концепцией сада не менее эффективно.

Перепланировка при помощи дополнительного зонирования

Главным компонентом радикальной перепланировки сада выступает изменение характера его деления на отдельные зоны, части и объекты. Именно с зонирования следует начать составлять план и осуществлять свои масштабные замыслы по глобальной переделке участка.

Первый способ изменить структуру — оставив основные оси, ввести в сад дополнительные направляющие и зоны, выделенные в рамках уже существующих.

Второй — изменить стилистическое оформление зон, создав смешение тематических стилей, что позволит построить иллюзию большого и разнообразного оформления.

Чаще всего оба подхода смешивают при перепланировке для достижения наиболее полного эффекта.

Вы наверняка уже знаете, что направляющие, или оси, которые и разделяют сад на зоны — это крупные древесные, изгороди и дорожки.

Для дополнительного зонирования можно использовать и экраны, и декоративные деревянные перегородки или перголы, увитые плетистыми растениями, но помните, что при введении дополнительных осей нельзя, чтобы они по массивности и общей площади были «тяжелее» основных линий. Так, в разделяющих линиях оставляют зазоры, проемы, оформляют их с помощью растений-акцентов рядышком.

Чем меньше сад, тем более просматриваемыми должны быть переходы, как бы подхватывая одну общую линию, располагаясь один за другим, взаимно продолжая рисунок просветов.

Как только вы закончите разработку новой структуры сада, подчеркните все изменения, выделив особо все переходы между зонами с помощью высоких арок, массивных пергол, растений, выставленных попарно в роли «стражей».

Подчеркнув перемены, даже если вы проработали новую структуру всего лишь для одной самой большой зоны сада, вы добьетесь ощущение полностью измененного проекта. Да и акценты так и будут манить к себе взгляды, обещая настоящие чудеса казалось бы в бесконечных зонах, скрывающихся за ними.

Введение симметрии и геометрии в структуру сада

Если вашему саду не хватает «характера» и именно скука и однообразие толкнули вас к глобальным переменам в структуре, основным инструментом преображения должна стать геометрия и введение в структуру сада симметричных, повторяющихся приемов.

Даже если речь идет о пейзажном стиле, только упорядочивание и четкие линии в структуре каждого объекта помогут вам изменить облик участка. Но это не значит, что в пейзажный стиль вводят регулярные элементы: сферы, круглые контуры прекрасно впишутся в этот стиль, не изменив его характера, а бордюр можно создать и из «диких» растений.

Изменения в структуре сада с помощью этого инструмента строят на симметричном расположении гармонизирующих между собой форм. Основные средства такого преображения:

  • введение ярких бордюров (от каменных и клинкерных до самых разных растений), которые придают цветникам и дорожкам выразительность;
  • высадка перекликающихся кустарников в разных сторонах дорожки или углах зоны;
  • повторения рисунка высадки в рабатках, миксбордерах и цветниках;
  • копирование расположения групп древесных;
  • добавление стриженных или штамбовых древесных;
  • расположение в горшечных садиках и на площадках попарных горшечных и кадочных.
На практике симметрию в сад привнести легко: если сад маленький, рисунки высадки растения и расположения объектов зеркально отбивают по обе стороны центральной условной линии, идущей параллельно самым длинным сторонам участка. В больших садах рисунки отбивают по отношению к условной центральной оси для каждой зоны и объекта.

Создание оптических линий и изменение перспективы

Оптические линии — не совсем то же, что и функциональные разделяющие оси. Это сугубо декоративный элемент, ложная направляющая линия, которая как бы направляет взгляд по саду, притягивая внимание к наиболее выразительным ансамблям и объектам — скульптурам, аксессуарам, объектам малой архитектуры, редким или особо эффектным растениям.

Начинаются оптические линии в наиболее востребованных уголках сада — на террасе, в начале главной дорожки, у окна или у зоны отдыха. А вот оканчиваются они у объекта, к которому привлекается внимание.

Оптические линии действительно должны быть линиями — не обязательно прямыми, но четко очерченными, в виде просыпанного ручейка с контрастным покрытием, эффектного бордюра или высаженного длинной лентой яркого растения, своеобразным пунктиром подводящего вас наподобие декоративной дорожки к важному объекту. Они могут пролегать через разные покрытия и части сада — водоемы, газоны, цветники, как будто вы натягиваете «веревку» между условно зрителем и наиболее выигрышным объектом.

Оптическую линию можно проложить и вдоль дорожки как часть бордюра, и уводя от нее, создавая дополнительные эффекты расширения пространства.

Если сад расположен на участке неправильной формы или слишком маленький, если ему недостает эффектных ходов и таинственности, можно изменить перспективу как в отдельной зоне или объекте, так и в дорожках с помощью художественного приема сужения объектов с отдалением.

Так, вместо прямоугольного цветника создают трапецию, сужая дальнюю стенку, уменьшают длину дальних концов перекрещивающихся дорожек и т.д.

Таким образом даже небольшие объекты будут казаться визуально гораздо крупнее. Еще один прием, связанный с перспективой — создание панорамы, в которой просматривается сложный пейзаж из нескольких «горизонтов»: к примеру, за линией сада видно ближайший холм, за ним — серию пологих горок, а вдалеке виднеются продолжающие каскадно меняться рельефы.